Попаданцы и попаданки. Новые книги популярных авторов. Приключения в других мирах и временах. Заходите и читайте более 10 000 бесплатных книг! ТОП жанра. Для авторов: бесплатная реклама ваших книг, расширение читательской аудитории. Получения коммерческого статуса и продажа книг по подписке. Ежемесячный зароботок. Для читателей: большой выбор книг, рейтинги, обновления. Удобный поиск по тэгам. Приходите и читайте лучшие бестселлеры и горячие новинки жанра "попаданцы"!
Информация, которая здесь размещается, помогает лучше разобраться в нашем поведении, понять, объяснить, изменить его для более эффективного преодоления возникающих неясностей, трудностей, неприятностей, проблем.
Чем лучше мы знаем себя, тем легче ориентироваться нам в происходящем. Познавая природную, врожденную природу своих мотиваций, мы обретаем возможность принимать более правильные решения, стать снисходительнее к себе и другим.
Мы живем в огромном, сложном, интересном мире. Каждый миг жизни - праздник для живой материи, окруженной со всех сторон мертвыми мирами, основа бережного отношения к ней.
Удивительный переход из небытия в осознание мироздания - источник неиссякаемой радости от понимания и использования полученных способностей и открывшихся возможностей.
Жизнь, взаимодействие с окружающим миром постоянно проверяют структуры на устойчивость, оставляют в них появляющиеся изменения, помогающие выжить, приспособиться к имеющимся условиям. Эволюционные процессы поддерживают изменения, которые нужны жизни, служат ее продолжению...
Вид является репродуктивно изолированной группой индивидов, имеющей различные врожденные механизмы, обеспечивающие его воспроизводство. Как единое целое, он экологически единообразно взаимодействует с другими видами ...
Для того, чтобы начала формироваться независимо от основного сообщества размножающаяся популяция, должна появиться новая тенденция в развитии, трансформирующая изоляцию в новую форму жизни. Эта тенденция начинается с какого-то шага, влияния какого-то фактора окружающей среды...
Каждый из нас является носителем приблизительно 30000 генов, каждый из которых отвечает за работу той или иной части человеческого организма. Все вместе они составляют геном человека. Геном подобен книге. В ней есть слова, грамматика, синтаксис. У слова есть значение. Значения этих удивительных слов еще очень плохо изучены ...
Появление на Земле фотосинтеза сопровождалось экологической катастрофой для большинства обитающих тогда на планете видов жизни. Выделение в результате его кислорода их уничтожало. Кислород для них был загрязнителем...
Естественные науки, подчас, мешают сформировать по разным соображениям более привлекательное представление о том, что было, что происходит сейчас. Биологическая природа животного сформировала социальную структуру человеческой цивилизации, а не наоборот. Это ключевой момент в понимании сущности протекающих процессов ...
Ч. Дарвин считал, что у приматов и людей был общий предок - "древний член человекообразной подгруппы". Про происхождение человека от обезьян он ничего не говорил ...
Нашими древнейшими предками являются маленькие насекомоядные существа. Эти древние млекопитающие - свидетели господства огромных рептилий, жили в лесах 50 - 80 млн. лет назад, когда эпоха рептилий закончилась, они стали осваивать новые территории...
Древние люди были слабыми, бегали плохо. Им было очень трудно защищаться от хищников. Отбор поддерживал передвижение на двух ногах, увеличение объема мозга, мозговую деятельность...
Наша история (эволюция человеческого рода) насчитывает приблизительно 4,4 млн. лет. Ее основатель окончательно не определен. Пока еще не найдено таинственное звено - представители предков, вставших на трудный путь уникальных преобразований ...
Основываясь на биохимическом методе гибридизации ДНК, проводились исследования на предмет выяснения гибридного происхождения популяций, населяющих разные континенты. Было определено, что среди популяций, где бы они ни обитали, гибридных нет...
Выживание наших далеких предков стало возможным благодаря удивительному процессу превращения вегетарианцев в хищников (плотоядных). В нас совместились два совершенно разных способа питания, образа жизни. Такие мощные изменения не могли не привести к раздвоению личности. Человек стал совокупностью черт двух противоположных друг другу миров ...
Неандертальцы были сильнее и умнее кроманьонцев, применяли творческий подход к решению разных проблем, изобретали орудия, средства добывания огня. Главная проблема, которая привели их к исчезновению около 30000 лет назад, заключается в том, что они жили небольшими популяциями. Социальный отбор в них был менее выражен - более мягок ...
Расы являются результатом расселения на новые земли человеческих групп, имеющих в своем распоряжении не весь генофонд человечества, а какую-то его случайную часть. Они - не результат приспособления к новым условиям выживания, не продукт эволюционных преобразований исходного материала ...
Когда маленький ребенок постепенно, сначала очень неуверенно пытается с четырех конечностей встать на две ноги, затем делает это, обретает устойчивость, начинает двигаться и извлекать из вертикального положения определенную пользу, нашему взору предстает ускоренный процесс перехода к прямохождению наших далеких предков...
До сих пор остается тайной, при каких условиях, каким образом человек потерял свой волосяной покров. Он согревает в холодную пору. Когда жарко, защищает тело от перегрева, мешает солнечным лучам повреждать кожу. Определенно, только перенесение существа в совершенно новую среду обитания может лишить его шерсти ...
Все интеллектуальные возможности человека хранятся в мозге. Их осуществляют составляющие его нейроны, размножающиеся только в материнской утробе. После рождения у человека новые нервные клетки не появляются. В течение всей жизни человека нейроны погибают. После 50 лет гибель нервных клеток становится все более интенсивной ...
Орудие - это то, чем орудуют - пользуются для достижения поставленной цели. Еще в недалеком прошлом считалось, что факт изготовления каменных орудий древними людьми подтверждает разумность последних. Но исследования не стоят на месте. Они показали, что орудия могут изготавливаться и животными...
Эволюция может идти как в сторону усложнения исходного, так и в сторону его упрощения (инволюция). Она не запрограммирована на прогресс, достижение жизни счастливой, гармоничной, торжество социального блага (чтобы все были умными, добрыми, заботящимися о других, стране, обществе в целом)...
Племена, изучаемые в качестве первобытных, пришедших к нам в примитивном состоянии из прошлого, на самом деле таковыми не являются. Они представляют собой человеческие группы, оказавшиеся в научно-техническом, культурном тупике, жертвами социальной катастрофы, идущими в специфическом, присущем только им направлении ...
Родившийся человек - не чистый мир (tabula rasa), который можно заполнить желательными моделями поведения и таким образом получить нужное. Только что родившийся ребенок - мир с наследием, который достался от предков. От рождения он наполнен действиями, проверенными трудно вообразимым числом ситуаций и количеством его предков. Действиями, позволившими им выжить, добиваться победы ...
Жизнь человека состоит из нескольких всем известных этапов: детство, учеба, вхождение во взрослую иерархию, карьерный рост, создание семьи, рождение ребенка, забота о нем, передача опыта, помощь детям в воспитании их детей. Все перечисленное - компоненты набора основных потребностей человека. У большинства людей этот набор однотипен. Однотипен вне зависимости от времени, территории, расы, национальности, культуры. Является врожденным ...
Врожденные и рассудочно-культуральные поведенческие модели сосуществуют друг с другом. Они могут контактировать, могут функционировать независимо. Два мира внутри одного человека. Различные миры ...
В основе поведения человека в группе, взаимодействия групп друг с другом лежат врождённые программы. Они же находятся в основе индивидуального и общевидового (видоспецифического) поведения. Являясь сложными, регулируют отношения, различные аспекты жизни человека, вида в целом...
Человек достоин быть проинформированным о том, из чего состоит, что в нем и как работает, что он получает от своих предков, родителей, как это наследие влияет на его повседневные действия. Полученная информация умному человеку может помочь более грамотно решать имеющиеся в его жизни задачи ...
Врожденная информация передается с помощью генов. Хранится на клеточном уровне. Научные исследования показали, что многие нейроны (нервные клетки) ответственны за хранение той или иной информации. Одни из них хранят сведения о представителях разных видов, другие - обеспечивают образ определенного места в пространстве, третьи - обладают умением записывать (запоминать) новую информацию - запечатлять ...
Если врожденная программа, реализуясь, приносит позитивный результат (правильная работа программы), человек испытывает удовольствие. Его вырабатывает (продуцирует) особый мозговой центр. Если программа не приносит ожидаемого результата, возникают неприятные чувства, эмоции...
Врожденное поведенческое наследие, с которым человек приходит в жизнь, находит свое практическое применение с момента рождения своего носителя. В повседневности мы имеем возможность без предварительной подготовки и помощи исполнять генетически передаваемые поведенческие программы. Но не все. Часть унаследованного нуждается в помощи, реализуясь в социуме через наблюдение за другими людьми, работу над собой - индивидуальные тренировки...
Необходимо знать, что врожденное наследие на человека влияет по-разному. Он не находится полностью в его власти. Что-то из поведенческого багажа на человека влияет очень сильно, что-то слабее, чем-то можно вообще пренебречь...
Разум часто нами воспринимается как нечто очень возвышенное, большое и самостоятельное. На самом деле его позиции были изначально незначительными, второстепенными ...
Эмоциональное возбуждение оказывает негативное влияние на объективный анализ, формирование рассудочной реакции на получаемый сигнал. Гипоталамус (часть лимбической системы), как источник эмоций, блокирует кору головного мозга, отвечающую за выработку рациональных, разумных решений ...
Наукой, изучающей врожденные основы (передаваемые генетическим путем программы) поведения человека, является этология человека. Этологи пытаются понять причины поведения, прослеживают, как оно менялось во времени...
Однояйцевые близнецы видят одинаковые сны, при болезнях - одинаковые галлюцинации. Практически в 100% случаев у них совпадают цвет глаз, волос и кожи, форма бровей, носа, губ. У 97% совпадают умственные качества, у 92% - отпечатки пальцев. Большой научный интерес представляют идентичность и синхронность поступков...
Модели любых объектов в науках материалистического толка являются упрощением, аппроксимацией. Этологические поведенческие модели - не исключение. Большинству именно упрощение дает возможность познакомиться, представить, понять исследуемый объект. Не упростив, мы ничего не поймём ...
От наших далеких предков нам достались легкая возбудимость, раздражительность, агрессивность, обидчивость, злопамятность. Вместе с тем, в багаже из прошлого пришли и общительность, стремление смягчать конфликтные ситуации, ритуалы приветствия, улыбки, способность к дележу пищевых и иных ресурсов, похлопывания по спине, объятья...
Чтобы правильно выбрать опору в начале своего развития, модель сексуального поведения, не заблудиться на территории, для человека важен специфический тип обучения - запечатление сигнальных стимулов (импринтинг), которые вызывают нужное для выживания врожденное поведение ...
Самый эффективный период обучения ребенка - это период импринтингов (запечатлений) имеющегося во внешнем мире, которые возможны лишь во время формирования новых мозговых структур. Долгое детство позволяет решить важную задачу - расширить границы периода запечатлений...
Неприятие унаследованных свойств, определяющих социальные потребности, поведение выгодно людям, которые управляют иерархиями. Их мечта - неограниченная формируемость человеческой личности с помощью полностью контролируемых источников поведенческих норм ...
Не успев войти в автобус, вагон поезда, какое-нибудь помещение, человек ищет взглядом место, на котором он мог бы посидеть. Плюхнувшись на него, мы расслабляемся, начиная, подчас, подремывать. Основная масса людей ведет себя именно так, бессознательно подчиняясь общебиологическому принципу экономии энергии...
Любая организация биологического характера формируется только в потоке энергии. В своем структурировании она ориентируется на более привлекательные энергетические источники. Кто их предоставляет, тот влияет на систему, управляет ею ...
Мозг - весьма своеобразная, загадочная структура. С помощью него мы думаем. Он - главный помощник для выживания, достижения успеха. С другой стороны, мозг не любит думать, препятствует мыслительному напряжению ...
Мы уже успели забыть, что испытаний и приключений, без которых мы изнываем в нашем мире, было крайне много в нашем прошлом. Их не нужно было искать. Они очень быстро сами находили человека и наказывали увечьями и смертью тех, кто плохо разбирался в таящихся в них опасностях ...
Неоднократное правильное решение задач, большая образовательная нагрузка вызывают перевозбуждение мозга. Быть отличником, особенно в условиях критической ресурсной достаточности, ее нехватки, нелегко. Человек получает сильнейший стресс, зарабатывая невроз...
В основе привязанности (любви) к родной земле находится врожденный механизм запечатления, закрепления (импринтинг) навсегда в мозгу различных характеристик окружающего мира - его координат, признаков, особенностей, запахов, звуков...
Попадая в незнакомые условия, человек затаивается. Деятельность угасает. Это состояние можно охарактеризовать как замешательство, кратковременное ошеломление...
Мы относимся к территориальным видам и охраняем свою территорию всю жизнь. Коллективная оборона нашей общей территории воспринимается людьми, как нечто само собой разумеющееся. Что свидетельствует о врожденном (инстинктивном) характере этой потребности ...
Мы являемся владельцами врожденного морального запрета, препятствующего вторгаться на чужую землю, в основе которого заложен принцип: "прав тот, кто защищает свою территорию" ...
В вопросах изменения индивидуальных дистанций работает врожденная программа, в основе которой лежит правило: если ты нарушил дистанцию, уступив, можно избежать развития конфликта, если дистанцию нарушил не ты, то уступать не надо. Это правило входит в естественную мораль, призванную сокращать количество конфликтов, не доводить их до сложнейшей ситуации ...
Любой представитель животного мира имеет относительно или полностью безопасное место, в котором он может спрятаться, уединиться. В нем нервная система отдыхает, расслабляется от постоянного напряжения, восстанавливается. Для этого ей нужно определенное время. Физическое же тело при этом просто отдыхает ...
Репродуктивное поведение, создание семьи требуют обретения семейной территории, постоянного на ней проживания, ее благоустройства и защиты. Это естественная (инстинктивная) потребность, выражающаяся в желании приобрести свое жилище (дом, квартиру, комнату) с участком вокруг него ...
При наличии возможности, человек не прочь расширить семейную территорию до размеров жизненного пространства. Ему мешают это сделать другие люди. Мы не хотим, чтобы вся общественная территория (объединенные жизненные пространства) была поделена на индивидуальные участки ...
Главные цели маркировки территории - подать сигналы: "это моя земля", "я здесь был", "это я". Маркировать место - посылать сигнал другому и себе. Воспринимая, ощущая свои метки, человек чувствует себя увереннее, успокаивается. Сигнал самому себе - "я у себя дома" ...
Проживая на одной территории, люди оставляют свои метки. Происходит борьба в скрытой форме за то, чтобы одни метки остались, количество же других стало минимальным...
Весьма распространенным в человеческом обществе является стереотип, согласно которому считается, что установка на статусный рост (социальный, карьерный) имеет культуральную, рассудочную основу. Традиции, обычаи, здравый смысл сформировали отношение к статусной борьбе, как к достойному, престижному, выгодному занятию...
Иерархический порядок, лестница (пирамида) статусов - виртуальная конструкция, созданная из представлений всех членов группы о потенциале соседей. Представления формируются через взаимодействие - демонстрирование своих способностей, возможностей, особенностей, ценностей, жизненных установок ...
Иерархию возглавляет один человек (доминант), группа людей (доминирующая группа), союз доминирующих групп. Иерархия человеческого общества - иерархия не столько индивидуумов, сколько всевозможнейших групп, группировок...
Иерархические отношения формируются, поддерживаются с помощью нападения (редко), демонстраций угроз (у человека очень развито угрожающее поведение), подчинения (умиротворения), бегства из группы...
Если во главе группы становится умный, талантливый, порядочный человек, то ей весьма повезло. Вполне возможно, что группу ждет успех. Доминантом может стать и асоциальная личность, аморальная, психически больная. В этом случае иерархию ждет неприятное будущее ...
В отношениях "начальник - подчиненный" работает врожденная программа, которая контролирует (регулирует) уровень агрессивности сторон в разных ситуациях. Есть два варианта режима ее работы - мягкий и жесткий...
Человеку присуще формировать иерархии (в большей степени это относится к мужчинам). Они создаются на основе сознательной деятельности или же спонтанно, самопроизвольно. К самым известным проблемным иерархиям относятся подростковые, армейские, тюремные, криминальные ...
Иерархии официальные: школа, возглавляемая директором, министерство министром, военная часть командиром и т.д. В любой официальной иерархии могут присутствовать неофициальные иерархии. Их организуют теневые лидеры, либо они формируются спонтанно - являются самособирающимися. Этих неофициальных иерархий может быть несколько. Возможна их борьба друг с другом, с официальной иерархией за лидерство ...
Очень многое зависит от личных качеств человека, возглавившего иерархию. Доминант, обладающий негативными чертами, может приблизить к себе недалеких, глупых, жестоких людей, которые будут служить ему верой и правдой. Когда будет нужно, его поддержат. Когда нужно, будут преследовать того, на кого укажет лидер. Если они это делать не будут, то мигом окажутся на нижних иерархических уровнях...
Забота о слабом - способ почувствовать свое иерархическое превосходство. Помощь сглаживает внутрииерархическую конфликтность. Помощь слабому может иметь альтруистические корни...
Чем слабее на человеческое поведение влияет рассудок, тем оно примативнее. Вернейшим признаком высокой примативности человека является подчиненность его бытия "зову сердца" ...
Цель самопрезентации - подать себя так, чтобы получить положительный, необходимый отклик, желаемое в иерархических отношениях. Для этого человек мобилизируется, демонстрирует желательный статус, свои ценности, взгляды, способности, возможности, используя различные позы, слова, действия ...
Выяснение отношений, выстраивание иерархического порядка, соподчинения, как правило, происходит не с помощью нападения на противника (физического насилия), а с помощью различных ритуалов - обмена сигналами и позами (демонстраций) ...
Фамильярный телесный контакт (щекотание, щипки, шуточные удары, потасовки) - вид игровой борьбы. Это сигнал, демонстрирующий дружелюбное отношение к человеку, показывающий принадлежность к "своим". Поэтому, если вы увидите мужчин, которые достаточно шумно ведут себя, сильно хлопают друг друга по спинам, пытаются бороться, приподнять друг друга и т.п., все в порядке...
Мобинг - наше наследие и разновекторный механизм. Может быть направлен как на представителей животного мира, так и на представителей человеческого мира. В мире людей он нужен был для поддержания нормы, уничтожения слишком слабых и слишком сильных ...
У каждого из нас есть свой ранговый потенциал (ранговость). Это врожденный индивидуальный параметр, определяющий способность бороться, завоевывать иерархические статусы, держать удар, удерживать их. В ранговости отражается степень настырности, наглости, уверенности в себе, наличии предназначения руководить другими людьми...
Человечеству свойственно формировать иерархические пирамиды по возрастному признаку. Возрастная иерархия являлась важнейшей частью традиционного общества. Принцип торжествовал в традиционных обществах. Высокий статус получал человек в возрасте. Чем больше возраст, тем больше уважения, выше социальный статус...
Статус человека в группе может меняться в зависимости от ситуации. Не является жестко закрепленным. Есть врожденная характеристика человека - ранговость, способствующая получению им иерархического статуса. Успешность раскрытия ранговости индивида зависит от условий ее реализации...
Существенную роль в статусной борьбе отводится схватке характеров, изобретательности, упорству. Низкостатусный индивид может с помощью грамотно выбранных поведенческих маневров достичь более высокого статусного уровня в обход своих руководителей ...
В обществе есть люди, которые уклоняются от иерархических конфликтов. Делают они это не из-за страха в них вступать, участвовать. Причина такого поведения заключается в наличии других ценностей и способов повышения самооценки, самореализации...
Иерархическое сознание позволяет строить иерархии любого типа, в том числе смешанные, представляющие собой соединение человеческой иерархии со сверхуровнем над ней. Место сверхдоминанта может занять могущественная сила, от которой зависит выживание человеческого сообщества. Его лидерам было выгодно взаимодействовать с этой силой, демонстрировать ее поддержку, особые отношения...
Биологической емкостью среды является способность природного окружения обеспечивать нормальную жизнедеятельность (дыхание, питание, размножение, отдых, др.) определенному числу организмов или их сообществ без заметного нарушения самого окружения. Каждый вид имеет свою биологическую емкость среды ...
Количество пищи определяется состоянием возобновимых ресурсов - ресурсов, которые могут быть возмещены или восполнены в результате естественных (природных) процессов, или усилиями людей (растительные ресурсы, охотничьи и промысловые животные, водные организмы, генетический материал) ...
Популяции любых видов (бактерии, растения, животные), оказавшиеся в благоприятных условиях выживания, увеличивают свою численность взрывным (по экспоненте) образом. Она превышает значение, соответствующее биологической емкости среды обитания вида. Среда обитания обедняется, разрушается...
Главными потребителями энергии и вещества в биосфере являются мелкие организмы (бактерии, грибы, простейшие, животные - черви, моллюски, членистоногие). Крупные занимают в этом процессе незначительное место. Позвоночные животные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие - с человеком в т.ч.) потребляют около 1% продукции биосферы ...
Увеличивающая свою численность популяция оказывает давление на свою среду обитания, в т.ч. экосистему, биосферу. Среда обитания представляет собой совокупность различных видов, которые являются друг к другу пищевыми объектами, конкурентами, потребителями. На давление она отвечает с помощью различных факторов, сокращающих численность вида до приемлемого для остальных уровня ...
Высокая плотность популяции вызывает изменение отношения к браку, рождению детей. Потомство перестает быть важнейшей ценностью для общества, семейных пар. Люди больше внимания уделяют карьере, развлечениям. Основное внимание переносится с зачатия на сексуальные удовольствия...
Прорывы и достижения в науке, технике, культуре происходили при небольшой численности народонаселения. Во времена расцвета Древней Греции, Китая, Великого Рима на планете жило не более 500 млн. человек. Цивилизованных среди них было и того меньше. Это никак не сказывалось на техническом, культурном развитии народов, населяющих названные страны...
Сохранение численности популяции на постоянном уровне возможно при рождении союзом не менее двух детей. Каждый человек готовит себе замену. Учитывая преждевременную смертность, нежелание части особей создавать семью, рожать, есть необходимость в незначительном увеличении количества детей, компенсирующего имеющиеся объективные потери...
Уровень смертности в детском и репродуктивном возрасте, в основном, зависит от условий среды проживания (экология, экономические успехи общества, др.), образа жизни и находится во взаимосвязи с биологическими механизмами регулирования численности населения, которые реагируют на него с помощью различных стратегий воспроизводства потомства ...
Люди с помощью традиций, обычаев, законов, воли могут контролировать свое репродуктивное поведение, но это вовсе не значит, что они сознательно в силах влиять на численность сообществ на популяционном уровне ...
Все организмы жизненного пространства любой местности - животные, растения, грибы приспособлены друг к другу. Взаимодействия между ними многообразны и сложны. Время приспособления их друг к другу - это время не истории человечества. Полученный результат - достижение равновесия, контролируемого природными регулирующими процессами ...
Популяционные потребности в воспроизводстве населения находятся в тесной связи с культурой. Такую зависимость можно проследить на примере отношения общества, государства к такому явлению, как гомосексуализм. Культуры разных государств в разное время относились к нему в диапазоне: лояльное - нетерпимое отношение. Самое нетерпимое отношение к гомосексуалистам демонстрировала фашистская Германия, которая физически их уничтожала...
Негативные изменения в экологическом состоянии окружающей среды привлекают внимание все большего количества людей. Человеческая цивилизация оказывает давление на среду обитания и чувствует ее ответную реакцию. Проявляется это воздействие в постепенном изменении установок в массовом сознании - с наплевательского отношения к природе до почти что религиозного поклонения...
Любой вид, сообщество особей, если не сможет воспроизводить себя, оставлять потомков, вымирает, исчезает из истории жизни планеты. Для эволюции не имеет значения, насколько интеллектуально развиты выживающие индивиды. Важнее всего, как они решают задачу с деторождением...
Два пола - интересный природный феномен, результат перехода к другой, более сложной стратегии размножения. Что-то заставило его свершиться. Двуполое размножение дает возможность получить большее генетическое разнообразие потомства. Это очень важное функциональное приспособление ...
Время размножения приходит в жизнь каждого человека. До этого момента девчонки и мальчишки "презирают" друг друга. С определенного возраста взаимный интерес появляется, усиливается. Изменяется внешний вид особей, голос, начинают вырабатываться половые гормоны, у каждого пола - свои ...
У многих видов после полового контакта все приятное заканчивается. Особи расходятся и занимаются своими делами. У человека все не так. Он очень сексуален. Хочет заниматься сексом вновь и вновь. И не для размножения, а просто так. С партнером не расстается, выстраивает с ним постоянные отношения...
Биологические мотивы брачного (семейного) поведения мужчин и женщин не совпадают. Они разные. Можно совершенно определенно говорить о том, что они имеют кардинальные отличия ...
Мужчины демонстрируют женщинам свой интерес всегда, ибо имеют способность спариваться постоянно. Такую же особенность имеет и женщина (способность вести непрерывную с момента своего полового созревания половую жизнь). Это очень серьезные изменения физиологии и поведения. Для того, чтобы они произошли, необходимы весьма веские причины ...
При правильном совершении какого-либо поведенческого акта мы получаем вознаграждение - приятные ощущения, позитивные эмоции. Награда выдается в специальных центрах в нервной и эндокринной системах. Выброс спермы (правильное исполнение репродуктивного акта) вознаграждается оргазмом ...
Социальные идеи об упразднении семьи являются утопиями. Им противостоят родительская инстинктивная (врожденная) программа иметь наследников - детей. И врожденная потребность детей иметь родителей - мать и отца. Социальные установки не смогут полностью блокировать врожденные потребности взрослых и детей...
Живуче мнение о беспорядочном спаривании как широко распространенной стратегии половых отношений у наших предков в далеком прошлом. Внимательное изучение человеческого поведения такую точку зрения отвергает. Есть важные причины, которые делают ее несерьезной...
Пожениться, жить счастливо и умереть в один день - это замечательная схема для вида, у которого есть в наличии только одна - моногамная сексуальная поведенческая стратегия. Таким образом живут, например, аисты. Но не люди...
Потребность нянчить маленького ребенка матерью, дочерьми, сестрами родившей женщины имеет врожденный характер. Бабушки обожают заботиться о внуках. Еще совсем маленькие девочки с большим удовольствием оказывают помощь своим еще меньшим сестричкам и братьям...
Основу древних человеческих сообществ составляла жесткая иерархия боеспособных мужчин, занимающихся охотой, защищающих территорию популяции, старающихся ее расширить. Это требовало от мужчин быть более агрессивными, подразумевало их доминирование в сообществе. Социальная человеческая система организована по патрилокальному принципу - на основе доминирования мужчин над женщинами ...
В природе в половых отношениях выбор не осуществляется на основании равноправного взаимодействия сторон, каких-либо компромиссных решений. Инициатива выбора неодинаковая. Один пол выбирает, другой либо соглашается, либо отвергает предложение ...
В человеческих отношениях есть такая часть, как соперничество (соревнование) нескольких людей за внимание другого. Соперничество за позитивное внимание понравившегося человека позволяет последнему выбрать наиболее отвечающего его требованиям партнера для половых отношений, создания семьи...
Женщины применяют различные критерии при выборе партнера. Это может быть и надежность, и внешность, здоровье, в т.ч. иммунной системы, еще что-то. Выбор критериев зависит от требований, которые предъявляются мужчине, востребованности тех или иных его качеств. Основные критерии отбора являются врожденными, неизменными во времени...
Видовой врожденный женский образ имеет форму торса. Все, что напоминает торс женщины, рождает у мужской части популяции приятные эмоции. Стоит отметить, что во все времена и у всех народов изготавливаемые вазы чаще всего имели форму торса. Создатели изделий на бессознательном уровне подвергаются влиянию врожденной модели...
При выборе человека многие из нас руководствуются женским или мужским стереотипами привлекательности, которые состоят из набора признаков. Часть их неизменна. Это лицо, фигура, женская грудь. Есть в нем и те, которые меняются. Повышенной привлекательностью пользуются партнеры, имеющие черты сходства с людьми, которые окружали в раннем детстве...
При выборе партнера, "второй половинки" для создания семьи, имеет значение внимание, которое обращают на мужчину другие женщины. Для женщин мужчина, которым интересуются другие женщины, становится более привлекательным. В данном случае работает врожденное правило выбирать тех, кто представляет ценность и для других ...
Женщине важно знать, насколько активно и эффективно в случае возникновения опасности мужчина сможет ее защитить. Ей интересно посмотреть, как он будет вести себя в стычках с другими претендентами на получение ее внимания, незнакомыми мужчинами. Женщине нравится, когда мужчина быстро приходит на помощь при возникновении опасности...
У женщин есть врожденная способность обменивать доступность к своему телу на более активное участие мужчины в ее жизни, его ресурсы. Такой половой контакт называется поощрительным спариванием. По сравнению с необходимым для оплодотворения, он является явно избыточным ...
С точки зрения биологии, нормальными индивидуумами могут называться только те, которые способны принять посильное участие в успешном воспроизводстве вида. Священники, связанные требованиями целибата, монахи и монахини, старые девы, заядлые холостяки и люди, активно поддерживающие однополые отношения - индивидуумы, не приносящие жизни главное - ее продолжение...
Древние люди необходимому в своей повседневной жизни - оружию, орудиям труда, одежде, предметам быта, иному имуществу придавали статус личной собственности. В человеческих сообществах поддерживался, соблюдался запрет ее трогать. Будучи врожденным, он дошел и до наших дней ...
Утопическая идея осчастливить всех рождает сверхцентрализованную систему, которая забирает в центр все ресурсы и пытается их раздать так, чтобы всем всего хватило, все были довольны. Собирающие и распределяющие при этом становятся самыми важными людьми в обществе ...
В далекие времена, у первобытных племен заметную роль в поддержании социальных связей играл обмен подарками, приятной помощью (услугами). Равноценности обмениваемого не придавалось какого-либо существенного внимания. Имел значение сам факт дарения, желания что-то отдать просто так человеку ...
Эволюция женщины была более трудной, чем мужчины. Ей пришлось заниматься сложнейшим комплексом вопросов, связанных с родами ребенка. Естественный отбор столкнулся с проблемой трансформации организма по линии: голова ребенка - таз женщины...
Замечено, что есть врожденные программы, которые проявляются в детстве, подростковом возрасте, после взросления не реализуются. Так, например, дети очень любят взбираться на деревья, сидеть на ветках, раскачиваться, строить на них жилища, их сильно притягивают дупла, пещеры ...
Выживание наших далеких предков зависело от состояния специализации по интеллектуальному развитию (развития мозга, интеллекта), которое нуждалось в увеличении периода обучения ребенка. Просто большой мозг ничего не дает. Его нужно заполнить информацией, самыми разнообразными знаниями...
В каждом из нас живет врожденная программа поиска матери, покрытой шерстью, соединения с ней для появления ощущения безопасности, спокойствия. Программа эта очень заметна в действии у маленьких детей. Они обожают пушистые игрушки, предметы. Ребенок с удовольствием хватает пушистое, прижимает к себе, замирает...
Для ребенка родители - ближайшие партнеры, главная опора в жизни, изначальные передатчики социальных знаний и навыков (источники векторов социализации). Дети любят своих родителей. Это чувство имеет большое значение для того, чтобы следовать за ними, слушаться их, учиться у них ...
Для ребенка очень важно чувствовать в семье иерархию, свое положение (статус) в ней. Особенно это нужно мальчикам. Для качественного воспитания им важно видеть отца во главе семьи, испытывать уважение к нему, ощущать и признавать его авторитет, позволяющий передавать знания, требовать подчинения и получать его ...
Старшее поколение биологически запрограммировано на передачу своих знаний и опыта молодежи. В человеке работают врожденные программы по передаче и получению знаний, накопленного жизненного опыта. Представители старшего поколения обожают учить чему-нибудь молодежь. Даже, если передаваемая информация уже не соответствует реалиям дня ...
Ребенок кричит, когда хочет привлечь внимание к своим нуждам. Крик ребенка вызывает ситуация разлучения с матерью. Это стрессовая ситуация. Она порождает страх, желание подавать сигналы: "я потерялся", "я тут", "возьмите меня". Эти сигналы направлены на то, чтобы заметили, помогли, позаботились...
Ребенок, наряду с усилением интереса к окружающему его миру, начинает обращать внимание на человеческую логику. На смену инстинктивной логике у детей приходит время ответов на вопросы: зачем и почему? Наступление периода обучения логике взрослых сопровождается бесконечным почемуканьем...
Детям нужны игрушки. Если имеющихся не хватает, они не нравятся, из подручных материалов делаются другие. Детское воображение в получившемся способно увидеть куклу, любое домашнее, прирученное или дикое животное ...
Детям и подросткам (особенно мальчикам) свойственно создавать группы. В них устанавливаются иерархические отношения, отрабатываются в игровой форме различные врожденные программы ...
Задача школы - сделать аномальный - городской образ жизни нормой. Школа - многолетняя система тренировок, позволяющая приспособить человека к аномальному, смягчить действия стрессоров цивилизованного мира ...
Стремление преследовать может появиться во взаимоотношениях между детьми как в семье, так и в классе, дворовой компании. Детей никто не учит травить слабых. Они чутко реагируют на слабину. Их она настораживает, раздражает, начинается преследование ...
Родители бывают весьма недовольны, когда их чада дерутся. Особенно не любят драки мамы. Тем не менее, физические контакты в форме нападения в детско-подростковом возрасте важны, нужны. Драки, особенно у детей и подростков, являются обязательным условием для качественной социализации...
В древних цивилизациях Египта, Индии, Греции, Риме дети не стыдились своей наготы. Она была привычной. Они часто играли нагими, их окружали статуи, барельефы, фрески, вводящие в мир голых богов, героев, воинов, спортсменов, танцовщиц. Родители не боялись наготы, не считали ее чем-то ужасно постыдным, безнравственным...
Половое поведение современного человека в основе имеет врожденные программы, пришедшие из прошлого. Одни из них приемлемы в сегодняшней жизни, другие являются атавизмами. Если бы мы отдались полностью во власть нашего древнего полового поведенческого наследия, то показали бы себя весьма грубыми, примитивными, диковато-нелепыми особями...
Врожденная программа воровства присутствует в каждом из нас. В ком-то она выражена сильнее, в ком-то слабее. Масштаб ее реализации зависит от значимости заложенного, качества полученного воспитания, условий раскрытия личностного потенциала, возраста, жизненного опыта, степени рассудочности...
Взрослый мир не очень-то любит разговаривать с ребенком о смерти, показывать ему ее, считая, что таким образом оберегает от ненужных в его возрасте переживаний, потрясений. Ребенку приходится часто знакомиться со смертью одному ...
В процессе развития ребенка в нем начинает проявляться критическое восприятие поступающей информации, протестные настроения, поведение. Мы начинаем замечать, что ребенок перестает слушаться, начинает поступать наперекор сказанному. В подростковом возрасте непослушание и критический взгляд на все, что говорят взрослые, усиливается...
В человеческом быту под агрессией, как правило, понимается нападение ничем не оправданное, несправедливое. В животной форме агрессия подразумевает нападение, причинение физического ущерба раздражителю, его убийство. Человек является существом с высокой степенью агрессивности...
Агрессия (агрессивная энергия) тесным образом связана с врожденной программой борьбы за выживание. Основатель этологии К. Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в человеческом организме спонтанно, непрерывно, постоянно, регулярно накапливается со временем ...
Агрессия возникает в человеке естественным образом (раздражителя нет) и вызывается (раздражитель есть). Агрессия ищет выход. С ее усилением порог реализации агрессивного поведения снижается. Сложность, серьезность поводов для выхода накопившегося снижается. Для совершения агрессивного поведенческого акта бывает уже достаточно любого, подчас, совсем мелкого повода ...
В агрессивно настроенном человеке, который готов незамедлительно напасть на противника, происходят заметные изменения физиологического характера. Организм человека с помощью автономной нервной системы настраивается на действие...
Умиротворяющее поведение демонстрирует смирение, покорность, исключительно добрые намерения с помощью различных поз и слов, которые успокаивающе действуют на победителя или же человека с разрушительными устремлениями и действиями, смягчает его агрессивность, позволяет уйти из зоны конфликта ...
При контакте с агрессивно настроенным человеком нам хочется уклониться от конфликта с ним, его успокоить (умиротворить). Если же конфликт все же произошел, то есть стремление уступить, сдаться и забыть о случившемся, как о неприятном сне. Это врожденный отклик на удар...
В группах, испытывающих сильное влияние культа ресурсной силы, практикующих достижение более высокого статуса при избирательно работающих цивилизованных правовых отношениях, воздействие агрессивности на иерархические перемещения возрастает ...
Стоящие на более низком социальном уровне позитивно реагируют на призыв к преследованию неугодных главе иерархии. Унижение преследуемых - поведение, унаследованное от наших далеких предков. Эта врожденная реакция может использоваться доминантом (доминирующей группой) для натравливания толпы на своих противников ...
После смерти (свержения) диктатора или тирана люди ведут себя по-разному. Кто-то откровенно радуется. Кто-то горюет, потому что лишается какой-либо выгоды, преференций. Основная масса норовит сделать что-нибудь дурное в отношении умершего (потерявшего высший статус). Пытаются уничтожить памятники ему, уничтожают портреты, всячески его поносят и проклинают...
Агрессия и страх взаимосвязаны. Агрессивное поведение сопровождается приступом страха. Страх может вызвать рост агрессивности, агрессию. Чем человеку, группе, обществу в целом страшнее, тем они становятся агрессивнее...
Агрессивно настроенная сторона, нападая, затрачивает на это много энергии. Нападение на жертву может не иметь никаких прагматических выгод. Получается, что энергия тратится впустую...
Людям нужны поведенческие образцы, шаблоны. Они усваивают их через непосредственный опыт и наблюдение. Причем, акты, которые не наказываются, одобряются, закрепляются сильнее...
По наблюдениям ученых, пол доминирующий в сообществе, занимающийся защитой территории, проявляет более агрессивное поведение. Социальная система людей организована по патрилокальному принципу, который предусматривает доминирование мужчин над женщинами...
Уровень агрессивности человека снижается, когда агрессивная энергия высвобождается. Подрался, поугрожал, выговорился - стало легче, спокойнее. Мужчинам свойственно разрешать конфликт силой как на индивидуальном, так и на групповом уровнях...
Пристальный взгляд в большинстве случаев показывает агрессивные намерения. Очень трудно его выдержать. Наша культура запрещает долго, не мигая смотреть на другого человека (таращить глаза невежливо). Сами того не желая, мы начинаем нервничать, когда нас в упор долгое время рассматривают. Большинство людей, бросив взгляд, его тут же отводит...
Общение с членами группы имеет для человека огромное значение. Нарушение социальных связей, приводящее к росту социальной напряженности, приводит к дискомфорту, стрессу. Конфликт нарушает единство, усиливает неопределенность ситуации, снижает групповую конкурентоспособность. Конфликтная ситуация приводит в действие врожденную программу примирения ...
Событие, переживаемое как неприятное, побуждает к агрессии. Если не допустить такого его восприятия, агрессии можно избежать. Если человек считает, что его ситуация не обижает, он не обижается (сознание впереди реакции). Неплохой способ контролировать агрессию ...
Война является самой известной формой коллективного человеческого поведения. Можно ли назвать ее пороком, чем-то страшным, нуждающимся в решительном исправлении? К сожалению, воинственность имеет подсознательные корни. Склонность и способность убивать - наше врожденное наследие...
Виду не выжить, если нет популяции. Любая популяция - социальная система. Социальность присутствует на всех уровнях организации живого. Несоциальной жизни нет ...
Биологическая природа животного сформировала социальную структуру человеческой цивилизации, а не наоборот. Это ключевой момент в понимании сущности протекающих процессов...
На протяжении миллионов лет наши предки жили группами. Проживание группой совершенно естественный образ жизни для людей. Опробован временем, доказал свою полезность. В конкурентной борьбе с изолированными семьями и ведущими одиночный образ жизни людьми группы выигрывали по разнообразию и надежности сохранения накопленного опыта, практических навыков и традиций ...
Успех в охоте, защите от опасных хищников и недружественных соседних человеческих сообществ во многом зависел от желания и умения мужчин объединяться. Жесткое отношение к слабым в группе охотников требовало для повышения выживаемости его смягчения в сторону более активного сотрудничества со всеми участниками походов...
В биологической эволюции - ароморфоз - усложнения, дающие виду заметные преимущества. В социальной жизни - социальный ароморфоз - изменения, позволяющие одним группам быть более приспособленными, чем другие. Социальный ароморфоз - тип социальной эволюции. Это переход к чему-то более новому, важному ...
Человека создал естественный отбор. При определенных условиях он действует в направлении увеличения мозга, повышения интеллектуальности. Человеком человека сделали трудности, которые появились с переселением на землю, усложнение мозга. Развитие мозговой деятельности было вызвано необходимостью учиться действовать в нестандартных ситуациях ...
Распределение ролей в трудовой деятельности (разделение труда) возникает как следствие совместного проживания в сообществе (группе), усложняет иерархическое строение общества, социальные отношения, обеспечивает их многообразие. Этот феномен имеет врожденную основу, подразумевает выполнение членами группы точно определенных, функционально различных действий...
Приблизительно 10 млн. лет назад стала формироваться система социализации и, как следствие, начал действовать социальный отбор. Человек предрасположен решать задачи в стабильных ситуациях. Самые агрессивные и умные представляли опасность. От них старались избавляться. Это процесс селекции в скрытой форме. Таким путем шла эволюция...
Организация общества представляет собой суммарный результат взаимодействия между членами человеческого сообщества. Обмен информацией, ее передача (коммуникация) - сущность социального поведения. Если человек изменяет свое поведение под влиянием действий другого человека, мы наблюдаем результат передачи информации ...
Социальные нормы поведения способны достаточно существенно влиять на действия врожденных поведенческих программ. В истории человеческой цивилизации были времена, когда общество жестко ритуализировалось, доминирующим становилось консервативное поведение. К консервативным можно отнести общества, которые называют традиционными...
Качество усваивания поведенческих норм, культурных ценностей зависит от ранговости и статусности того, кто их предлагает (лучше и того, и другого). Вряд ли кто-то захочет что-то перенять у слабости и зависимости ...
Толпа обезличивающая, не реализующая человеческую индивидуальность, не дающая позитивного отклика, вызывает протест, потерю интереса к контакту, желание отгородиться от других людей, не реагировать на поступающие от них сигналы (отказ в помощи) ...
Чем более социализирована система, тем меньшее значение в ней имеет интеллект. Он непонятен, пугает, раздражает. Простые люди выживают, приспосабливаются к требованиям среды, размножаются лучше...
Человек является существом социальным. Умение правильно вести себя в обществе самым непосредственным образом влияет на приспосабливаемость индивидуума, эффективность размножения. В мозге есть системы нейронов, отвечающие за общение ...
Какие-то формы социального поведения полезны для общества и не нужны индивиду. Какие-то очень важны, выгодны для человека, но опасны для социума (асоциальное поведение). Важно находить равновесное состояние между реализацией ценности свободного развития личности и ценности общественного, культурного здоровья...
Взаимная ответственность может появиться там, где возникают проблемы с индивидуальным выживанием. Ее рождает острая необходимость в совместных, консолидированных усилиях для того, чтобы противостоять опасностям. Консолидация представляет собой способ суммирования усилий людей для достижения жизненно важных целей...
Наше поведение формировалось в условиях непростой жизни малочисленных племенных групп. Члены сообщества знали друг друга в лицо, мировоззрение, привычки, особенности тех, с кем совместными усилиями приходилось бороться за выживание. Иерархия значимости формировалась при этом без особых проблем...
Развиваясь, мозг постоянно занимается техническими усовершенствованиями, облегчающими жизнь. Обжитые пещеры, примитивное жилье превратились в села, поселки, города, мегаполисы. Человек полетел в космос...
История человечество ничему не учит именно из-за врожденной основы человеческих установок. Не уничтожить воинственность, агрессивность человека, его территориальное, половое и др. достаточно консервативное поведение. Оно и предпочтение долгосрочным целям краткосрочных будут заставлять нас наступать на одни и те же грабли вновь и вновь...
Жизнь детей, подростков, взрослых наполнена всевозможнейшими страхами: боязнь сверстников, чужих, быть осмеянным, наказанным за разного рода проступки, плохие школьные оценки, не добиться желаемого статуса, потерять имеющийся и хороший, остаться без семьи, не получить, не сохранить уважение своих детей, коллег, друзей, боязнью перед будущим, тревогами относительно качества и безопасности своей жизни ...
В природном мире много хищников, которые умеют затаиваться, притворяться неживыми, а, подчас, и съедобными объектами. По этой причине, если хочешь выжить, жить, лучше всего подозревать в каждом предмете живое существо, проверять, живое оно все же или нет ...
Способность и необходимость пугаться нужны человеку для выживания. Пугая себя, человек себе не вредит, а помогает. Проверяет, тренирует свои реакции на разные ситуации, встречи с представителями сил, опасных для него...
Реакция организма на стрессор - приспособительный механизм, мобилизирующий в критический момент все силы организма для победы над опасностью, врагом. При наличии стрессора организм переходит в режим работы "атака или бегство" ...
Важнейшие стрессоры современности - недостаток движений и избыток впечатлений. Для наших предков находиться в четырех стенах длительное время было невозможно. У них был другой образ жизни. В природе нет позы - "за столом". Она нарушает работу крово- и лимфообращения, дыхания, пищеварения...
Важнейшими рецептами спасения от стресса, получаемого человеком при взаимодействии с цивилизацией, являются: активный образ жизни (движение), погружение в экстрим, применение психостимуляторов, использование трансовых практик...
Общечеловеческая мораль, морально-этические нормы нашего поведения с помощью разума взяты и развиты из врожденных ограничений, переданных нам дочеловеческими и человеческими предками. Мы не рождаемся безморальными. Это важно знать ...
Наши далекие предки отличались слабой вооруженностью. Они не могли похвастаться острыми зубами, когтистыми, сильными руками. Поэтому врожденные запреты (естественная мораль) на причинение вреда соплеменникам были слабыми, легко нарушаемыми. Конфликты не представляли серьезной опасности. К убийству они приводили редко ...
В каждом из нас есть врожденная программа сопереживания. Когда у нас "сжимает сердце", можно совершенно определенно сказать, что это результат ее работы. Сопереживание противоречит разуму. Оно иррационально. Иррациональность и свидетельствует о том, что мы имеем дело с инстинктивным, бессознательным импульсом, пришедшим к нам из далекого прошлого...
Альтруизм - самопожертвование во имя другого (других). В ходе естественного отбора альтруистические устремления должны, казалось бы, исчезать. Но этого не происходит. Альтруизм остается с людьми ...
Человек с рождения учится искать, определять "своих" и "чужих". Разделение идет по разным признакам: язык, облик, взгляды, статус, социальная принадлежность, культура, расовое, национальное происхождение, религия. Идет как в отношении представителей своего вида, так и любого другого. Различия вызывают отторжение, даже не смотря на то, что признаки чуждости могут быть второстепенными, ложными ...
Различия в поведении близких видов (подвидов) вызывают взаимное отторжение. Это результат работы врожденной программы этологической изоляции видов (подвидов), функциональная сущность которой заключается в разделении на "своих" и "чужих", генерировании позитивного отношения к первым и негативного ко вторым ...
Гул голосов имеет большое значение. Показывает, что собрались "свои". Человеку комфортно в этом шуме, который свидетельствует, что его приняли, с ним общаются. С чужими человек не проявляет такой коммуникативной активности. Голоса, формирующие шум, это сигналы - "это я" и "это мои люди" ...
Шанс выжить, прожить дольше, приспособиться к новым условиям у нас появляется только в том случае, если человечество будет поддерживать свое генетическое разноообразие, культурные различия. Нам может помочь только максимально возможное разнообразие, сохранение всего, что можно сохранить.Таков путь к максимальной устойчивости вида...
Игра возможна только при наличии рассудочной деятельности. Необходимым условием начала игры является избыток сил (энергии). Игра - ресурсно-затратное поведение ...
Благодаря играм собираются сведения о слабых и сильных сторонах участников, иерархическом положении их родителей, усваиваются основные варианты коммуникативных реакций, правила поведения в сообществе. В ходе игр мы учимся драться, угрожать, выстраивать, поддерживать, прерывать дружественные, союзнические отношения, достигать поставленных целей...
Игровое поведение считается ребячеством, характерной чертой детства, делом юных по духу людей. Такое поведение свойственно начальным стадиям развития человека, предваряющим его вхождение в более жестокий, взрослый мир. Часть подготовки подрастающего поколения к вхождению во взрослые иерархии...
Игра обладает интересной особенностью (признаком) - повторением. Ритмичные действия действуют на центры удовольствия, раздражают их. Человек попадает в зависимость от того, что приносит ему удовольствие. Хочется его больше и больше. Для этого нужно больше играть...
У детей, подростков, взрослых, особенно мужского пола участников взаимодействий игрового характера, повышение или понижение статуса в игре оказывают влияние на жизнь неигровую. Ребенок, победивший в игре, повышает свой статус у сверстников, пользуется большим их уважением...
В основе игры лежат смещения смыслов, запреты и перевоплощения. Игра - совокупность условных действий. Не преследует конечной цели. С ее помощью не добиваются определенного результата. В игре нет реальных участников и действий, есть актеры и роли...
Игра позволяет приобретать, перерабатывать, загружать информацию в память, которая впоследствии используется для решения той или иной задачи. Понятно, что качество впитываемой информации существенно влияет на качество жизни человека. Приобретаемые сведения наслаиваются на информацию, передаваемую врожденным путем...
Участие в игре спасает человека от скуки. Он получает приятное времяпровождение, нужное для полноценного психофизического развития. Игра дает больше ощущений в единицу времени. В этом она интереснее жизни. В игре можно управлять более успешнее событиями, чем в реальной жизни. В ней можно стать, почувствовать себя сильнее, умнее, лучше ...
На самом деле язык - средство быстрого определения своих, отделение их от других. Средство разделения на своих и чужих, поддержки первых, давления на вторых. С помощью языка метится территория. Инструмент присвоения. Назвать - присвоить. Пометить, как свое. Язык - средство вербальной (с использованием слов), семантической (искаженных значений слов) агрессии...
Развивающийся интеллект у человекообразных ничего хорошего им не принес. Малочисленные популяции занимали небольшие территории, были близки к вымиранию. Увеличивающийся объем мозга, большой объем получаемой путем подражания и самостоятельно информации, длительный период обучения не помогали...
Способность ребенка без особого труда овладеть речью представляет собой величайший эволюционный подарок, наследие предков, результат длительного отбора. Научные исследования показали, что маленький человечек не изучает речь. Это ему не под силу. Он ее запечатлевает...
До сих пор во многих из нас живет уверенность в том, что речь представляет собой уникальное явление, свойственное лишь человеку. На самом деле это далеко не так. Речь человека имеет приличные биологические корни. Научные исследования доказали, что речевые зоны имеет мозг не только человека, но и других видов живых существ...
Необходимость формирования основы для совместных действий в целях успешной охоты, требующей их разрабатывать, координировать, согласовывать, способствовала развитию коммуникации, речи. Приобретенное затем стало активно использоваться в статусной борьбе, межполовых взаимодействиях, для обмана...
Смех расслабляет человека. С точки зрения выживания это опасно. Тем не менее, смех остался. Значит, давал весомое преимущество, которое перевешивало невыгодность расслабления. Смех связан с подкорковыми, доречевыми, древними структурами мозга - лимбической системой...
Протягивая руку, мы пытаемся умиротворить нападающую сторону, умоляем о помощи (просим милостыню), показываем дружеское расположение. В условиях неравенства иерархических статусов, подчеркивания старшинства одной из сторон, рукопожатие может заменяться на поклон и целование руки вышестоящего ...
Поведение может выявить психическое, психологическое состояние человека. Реагируя на стимул (стимулы) тем или иным поведением, человек бессознательно демонстрирует состояние, в котором находится ...
Воспитать в себе какие-либо способности нельзя. Способности нельзя расширить, увеличить. Они либо есть, либо их нет. Их можно только выявить, поддержать, реализовать. Человеческие способности - комбинация наиболее выраженных не в психологическом, а в морфологическом смысле структур мозга...
Для того, чтобы выжить и добиться лучшего, человек должен был заниматься изучением окружающего его мира и себя. Ребенок пробует все предметы на вкус, прочность. Ему хочется все посмотреть, потрогать. Подбирает все, что лежит и досягаемо, тянется к тому, что висит. Мальчишки обожают все разбирать по винтикам. Им интересно, что находится там - внутри ...
Большинство горожан проводит основную часть своего времени где-то на высоте 3 - 4 метров и более от земли. Это 2-й и выше этажи многоэтажных городских строений. В частных домах спальни находятся, как правило, на 2-м этаже. Заметьте, почему-то люди не очень хотят спать на первом (на земле) ...
В детстве многие из нас любят качаться на качелях, подниматься и опускаться по канатам, перепрыгивать с одного места на другое, испытывая при этом захватывающее ощущение полета. Люди спокойно летают на самолетах, прыгают с парашютом. Полет у подавляющего большинства не вызывает негативных эмоций. Он нравится, притягивает ...
Древние люди не боялись жить у воды. Искали в ней пищу. Предполагается, что именно под влиянием воды наши далекие предки лишились своего волосяного покрова. По наследству к нам перешла любовь к воде. Она притягивает современного человека, который с удовольствием плавает, купается, копошится в ней, ловит рыбу...
Люди разжигают костер и как зачарованные смотрят на огонь. Тысячи лет назад так же на него смотрели наши предки. Правда, для них он был намного важнее, чем для нас. Любовь к огню пришла из прошлого и имеет врожденный характер. Дикие животные огня боятся. Одомашненные к нему привыкают. Как и человек, огонь любят собаки. Тяга к нему бессознательна, инстинктивна ...
Интересна природа устойчивого желания солидного количества мужчин охотиться. В доме все есть, с работой все в порядке, а с охотничьей страстью ничего не поделать. Она сильнее покоя, достатка. Кто-то предпочитает бродить по лесам с ружьем в одиночестве. Кому-то важно, чтобы он был частью сплоченной мужской группы ...
В генетической памяти есть программа шевеления ушами. Миллионы лет уже не нужна. Кто-то крайне трудно ее вызывает. У кого-то вообще не получается. Кому-то нужно только подумать об этом, сосредоточиться. Программа реализуется быстро...
Собака сопровождает человека по жизни. Содержать собаку - затратное по деньгам, времени, нервам дело. Ее нужно кормить, выгуливать, лечить, контролировать, содержать в чистоте. На рациональном уровне современному человеку тяжело объяснить, зачем ему нужна собака. Нужна и все тут...
Во все времена на помощь природе приходил удивительный феномен ее сакрализации в человеческом обществе. В его основе находится полуподсознательная уверенность в высшем, безупречном совершенстве и авторитете природы ...
Потребность отмщения в нас имеет врожденный характер и весьма сильна. Она преодолевает страх, неуверенность, мобилизует человека, запускает программу коллективного поведения, объединяет людей для борьбы. Крайняя форма мстительности - кровная месть, переходящая из поколения в поколение...
Культура - совокупность знаний, привычек, навыков, особенностей поведения, передаваемых из поколения в поколение социальным путем. С помощью обучения, подражания. Эволюционное прошлое человека, биологические основы его поведения влияют на процесс формирования культуры ...
Человеческая культура несет в себе функции, отличающие ее носителей от представителей животного мира. Это отвлеченное мышление, словесный язык, дающие возможность образовывать свободные символы, распространять с их помощью индивидуально приобретенное знание. Развитие культуры идет быстрее, чем эволюционный процесс ...
Вначале человек думает над тем, что представляет для него интерес. Затем результаты размышлений сравниваются с накопленным опытом, чувственными данными. Делаются выводы - корректируются первоначально сделанные умозаключения. Сравнение возникшей внутри закономерности с существующей во внешнем мире - метод, с помощью которого живой организм приобретает познания...
Этология человека вынуждена развиваться в сложное время. Время активно-агрессивного, устойчиво-настойчивого отрицания принадлежности человека к животному миру, его рождения с огромным набором врожденного поведения. Эта реальность подрывает наивную веру человека в то, что он является полновластным хозяином своей жизни. Стоит захотеть, напрячься и все будет, как надо. Когда ему говорят, что все не так просто, возникает желание избежать усложнения. Убегая от реальности, трудно серьезно что-либо менять в своей жизни к лучшему. Путь к нему проходит только через бескомпромиссное, объективное познание себя. Понимание и принятие себя такими, какие мы есть ...
Книга В.Р. Дольника "Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей" имела в свое время большой успех. Любознательные натуры с восторгом открывали в себе с ее помощью мир врожденного поведенческого наследия. Изложенные в книге факты и гипотезы популяризировали результаты научных исследований, представляющих интерес лишь для небольшого круга ученых и посвященных в данную тематику. Дольник нашел язык, сделавший сложное и специфическое для массовой аудитории доступным, понятным, очень увлекательным, завораживающим. Полезным человеку, стремящемуся знать о себе больше ...